Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

20 Апреля, суббота

Дачники

подробнее>

ПЯТЬ НОВЫХ ВЕЧЕРОВ

27 сентября 2016
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ Новая Сибирь
«СТАРЫЙ ДОМ» поделился планами на 83-й театральный сезон. В репертуарной программе заявлено пять премьер — детектив, комедии, драма и даже такая диковинная «птица», определить природу жанра которой в двух словах решительно невозможно. «Мы спланировали сезон, учитывая разные виды целевой аудитории и репертуарные потребности нашего театра, — отмечает директор новосибирского драматического Антонида Гореявчева. — Разные эстетики, разные жанры, разный материал — нашему зрителю есть что смотреть и из чего выбирать. Мы не оставим его равнодушным».
Первое эмоциональное потрясение назначено на 27 октября. Петербургский режиссер Андрей Прикотенко представит свою сценическую версию «Вишневого сада». На площадке «Старого дома» пьеса Чехова не шла 18 лет. Предыдущий «Вишневый сад» был поставлен в 1998 году режиссером Изяславом Борисовым и вскоре изъят из репертуара при весьма «драматических обстоятельствах». От яркого в жизни театра эпизода остались только воспоминания и видеозапись. Запечатленный на пленке спектакль единожды выйдет на сцену «Старого дома» в рамках возобновленного цикла театральных видеопоказов. «Вишневый сад» режиссера Андрея Прикотенко на полных правах вольется в текущий репертуар.
«Переговоры с Андреем Михайловичем длились долго, несколько месяцев — у режиссера очень много работы в столицах, — рассказывает директор «Старого дома». — Мы все помним номинированный на «Золотую маску» спектакль «Тартюф», который поставил Андрей Михайлович на сцене «Красного факела», но нашему театру этот режиссер близок и тем, что свой первый спектакль он выпустил именно на сцене «Старого дома». Это было начало его режиссерской деятельности, прекрасная дипломная работа «Саня, Санька, Александр…». И мы с особой радостью ждем его «Вишневый сад».
Фактологическая канва верна. Для «Старого дома» Андрей Прикотенко — режиссер, дебютировавший на сцене театра постановкой спектакля с Анатолием Узденским в главной роли (в одном из интервью Андрей Михайлович отмечает, что «Саня, Санька, Александр…» по произведению сценариста Юрия Рогозина стал «действительно полноценным опытом в репертуарном театре», в котором сошлись «масса своеобразия, сложностей, множество прелестей» и огромное везение — с артистами, художником и финансированием). Для Новосибирска — создатель нашумевшего «Тартюфа» (пять номинаций на «Золотую маску» и главный диплом «Сибирского транзита») и режиссер привезенного на Рождественский фестиваль искусств-2003 «Эдипа-царя». Для театральной России — выпускник СПбГАТИ (курс В. М. Фильштинского), обладатель высших театральных наград и режиссер-постановщик двух десятков спектаклей по произведениям Андреева, Володина, Гольдони, Макдонаха, Мольера, Софокла, Шекспира и так далее вплоть до Киплинга и Ершова.
Выбор названия для второго восшествия на сцену «Старого дома» Андрей Прикотенко объясняет точным попаданием артистов в чеховские образы: «Когда я ехал в Новосибирск для того, чтобы посмотреть артистов и выбрать соответствующий литературный материал, я не думал о «Вишневом саде». Я вообще не думал о Чехове. Мне никогда не хотелось ставить его пьесы, а уж тем более «Вишневый сад». Такое количество вариаций в сегодняшнем театре и в истории, давление первой постановки — все это ощущает любой режиссер, который берется за постановку этого произведения. Снять напряжение мне помогли артисты. В первую очередь Лариса Чернобаева. Я приехал и понял, что в «Старом доме» есть актриса, которая должна играть Раневскую. В случае с ней это будет очень хорошо, прямо в точку. Более того, мне показалось, что «Вишневый сад» удивительным образом раскладывается на всю труппу — на Ларису-Раневскую, на Анатолия Владимировича, Толю, Григорьева, который играет у нас Лопахина, на Сережу Дроздова — Петю Трофимова и других. Благодаря этим ребятам я не помню, что надо мной висит «Вишневый сад», множество других спектаклей, поставленных по этой пьесе».
В представлении Андрея Прикотенко «Вишневый сад» — символ потерянного рая, пробуждающий в памяти лучшие человеческие чувства, поэтому злоупотреблять трагическим пафосом режиссер не планирует: «Мне хочется сделать спектакль про потерянный рай, который есть в сердце у каждого человека. Может быть, это детство, может быть, прекрасное прошлое или придуманный мир, который был и исчез. Это не обязательно трагическое ощущение. Вообще, не хотелось бы, чтобы в нашем спектакле было избыточное количество трагических интонаций. Мы ставим перед собой задачу выявить обаяние героев пьесы, ответить на вопрос: почему мы должны любить, жалеть, испытывать симпатию ко всем этим людям?»
В отличие от артистов, которые пока только выстраивают теплые взаимоотношения с героями, режиссер со своей главной приязнью в контексте «Вишневого сада» вполне определился. Балом будет править Раневская в исполнении Ларисы Чернобаевой, причем во всех составах, без дублера и замены (всего планируется подготовить два состава; в первом помимо артистов «Старого дома» примет участие актер театра «Красный факел» Константин Телегин, репетирующий роль Гаева). «Часто бывает так, что актриса получает роль Раневской тогда, когда уже теряет свою красоту, — констатирует Андрей Прикотенко.
— А Лариса Чернобаева, напротив, как женщина очень красива. И когда многочисленные товарищи-персонажи беспрестанно говорят, что они к ней испытывают влечение, — это как минимум смотрится органично. Или даже производит впечатление. Это первое. И это немало. Затем у Ларисы есть богатая возможность сыграть понятно те сверхсложные обстоятельства, которые предложил драматург для этой роли. Так нехорошо говорить человеку, который спектакль еще не поставил, но когда я вижу спектакли по этой пьесе, все время не понимаю, что же у Раневской там, во Франции, произошло?
Что за история случилась с ней в Париже с этим, по ее словам, диким человеком? Почему она говорит о том, что все-таки любит его, хочет ехать к нему и посвятить ему всю жизнь? С моей стороны было бы колоссальной наглостью заявить о том, что мы, наконец, разгребем этот захламленный чердак. Мы, скорее, представим свою версию обстоятельств. Сочетание природной красоты и высокой степени сценической нервности в Ларисе Чернобаевой позволят ей сыграть этого персонажа, потому что Раневская и есть богатая красота и сильная нервность».
Режиссер также отмечает, что текст «Вишневого сада» в его интерпретации не подвергнется радикальным изменениям, хотя будет значительно сокращен. «Текст останется таким, какой он есть у Чехова. Никакой переписки. Может быть, кое-где я разрешу артистам говорить от себя — иногда необходимо давать актерам импровизационное поле, чтобы возвыситься в границах сценических обстоятельств до дара Чехова. Сокращения же будут нужны для того, чтобы оставить пространство для самих артистов, чтобы они могли своим психофизическим самочувствием и соединением с текстами Антона Павловича дать зрителям больше, чем они бы получили, выслушав весь авторский текст».
Вторая премьера сезона назначена на ноябрь. Новосибирский актер и режиссер Константин Колесник поставит детектив с элементами комедии «Двойная игра» по пьесе британских авторов Ребекки Рассел и Брайена Стюарта. В центре сюжета окажется 50-летняя кинозвезда, которую якобы убивают в собственном доме. Шесть действующих лиц, пять актеров, к концу второго акта четверо из них убиты. Главная интрига — вернуть на сцену один из любимейших развлекательных жанров широкой аудитории.
23 декабря театр «Старый дом» вновь встретится с поэтикой русского концептуализма. Режиссер-постановщик Максим Диденко, художник Павел Семченко и композитор Иван Кушнир выпустят спектакль «Я здесь», выросший из прошлогоднего перформанса «Программа совместных переживаний» по знаменитым карточкам Льва Рубинштейна.
В марте бывший штатный режиссер театра «Старый дом» Тимур Насиров возьмет на себя ответственность рассмешить публику. Поводом к веселью послужит постановка комедии «Тетки» за авторством актера, сценариста и драматурга Александра Коровкина, более известного по словесным вибрациям отечественных сериалов («Бедная Настя», «Неотложка», «Марш Турецкого»). Пьеса рассчитана в первую очередь на зрителя, пришедшего в театр отдохнуть от повседневных забот. Сюжет комедии содержит детективную интригу: две сестры пенсионного возраста живут в старинном особняке, заполучить который не всегда законным образом пытаются все — от чиновников до любимых родственников. В спектакле «Старого дома» главные роли исполнят актрисы Халида Иванова и Ольга Кандазис.
В начале июня театр сделает подарок искушенному зрителю. «Любитель провокаций и экспериментов, интеллектуальных погружений и психологических самоистязаний» Антон Маликов, поставивший в прошлом сезоне «Недоразумение» Камю, интерпретирует пьесу нобелевского лауреата Герхарта Гауптмана. Выбор пал на не избалованную постановками драму «Перед заходом солнца» — историю странной любви 70-летнего мужчины и 20-летней девушки, сквозь которую высвечивается тема полного бессилия человечества перед наступающим умопомрачением (пьеса написана за год до прихода к власти Гитлера) и полной нравственной деградацией социальной среды.
На этом заканчивается репертуарная и начинается off-репертуарная программа «Старого дома». В рамках проекта «Актуальный театр» команда новосибирского драматического возродит «Мастерскую современной режиссуры». За несколько дней почти непрерывной работы артисты театра под руководством трех молодых российских режиссеров, представителей разных школ и эстетических направлений создадут эскизы спектаклей, увидеть которые зрители смогут в финале встреч. Руководство «Старого дома» надеется, что сотрудничество с незнакомыми труппе постановщиками окажется продуктивным и позволит спустя сезон доработать наброски в полноценные репертуарные спектакли.
Осенью новосибирский драматический театр продолжит изыскания в области современной музыки. 5 ноября стартует программа «Новая музыка «Старого дома», подготовленная совместно с Союзом молодых композиторов. В рамках проекта на площадке «Старого дома» будут регулярно проходить концерты с участием современных новосибирских музыкантов и композиторов, а также артистов театра.
В течение всего года театр планирует сопровождать премьеры образовательно-просветительскими проектами. Вместе с «Открытой кафедрой» «Старый дом» организует ежемесячный лекторий, посвященный актуальным для репертуара темам («Вишневосадовская эпопея», «Жанр детектива в культуре», «Современная литература и история концептуализма в России», «Европейская новая драма»). В тандеме с сотрудниками областной научной библиотеки участвует в акции «Час чтения». Проводит традиционные творческие встречи на площадках книжных магазинов «Капитал» и «Плиний Старший».
Как минимум дважды артисты «Старого дома» отправятся на гастроли. 4 октября творческая группа спектакля «Сиротливый Запад» побывает в Перми на Международном фестивале Мартина Макдонаха (идейный вдохновитель форума режиссер Сергей Федотов не только примет новосибирцев у себя, но и вернется в новосибирский драматический для репетиций «спектакля по классическому названию»), а 5 ноября команда драмы «Недоразумение» сыграет пьесу Камю в рамках Красноярской ярмарки книжной культуры.
Вопрос назначения нового главного режиссера останется открытым до конца нынешнего сезона. Освобожденное Галиной Пьяновой место вакантно до востребования. «Мы ищем главного режиссера, но это непростая история, — признается директор «Старого дома» Антонида Гореявчева. — К сожалению, очень мало людей, которые готовы взяться за такую ответственную работу.

В статье упомянуты:


спектакли: