Премьера

В ближайшее время премьеры не запланированы!

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

17 Ноября, воскресенье

Зулейха открывает глаза

подробнее>

В "Старом доме" исследуют природу зла

04 июня 2024
Евгения Буторина Ревизор.ру
Все фото Виктора Дмитриева
 
Все фото Виктора Дмитриева

 

В Новосибирском театре "Старый дом" прошла серия предпоказов спектакля "Парадокс об актере и жестокости". Размышления режиссера Юрия Квятковского по мотивам пьесы Ардитти "Магда".

 

История абсолютного зла – пьеса рассказывает о последних днях в бункере Гитлера – в театре  обретает новые смыслы. Юрий Квятковский вместе с драматургом Екатериной Августеняк рассказывают нам о том, как в некоем  театре ставят спектакль "Магда", и режиссер требует от артистов слияния с героями, полного проникновения в личности исторических персонажей.

 
Репетиция пьесы идет на наших глазах, но – за стеклом, отрезающим  зрителей от актеров. Мы не слышим голосов актеров – репетиция идет на немецком языке, под синхронный перевод. Нам сложно сочувствовать этим персонажам – слишком хорошо мы помним историю. Да и фигуры  героев поданы, скорее, в жанре фарса, но никак не реализма. Хотя…




 
Геббельс Анатолия Григорьева настолько органичен в своем карикатурном изображении, что на несуразности пародийности перестаешь обращать внимание. Как, впрочем, и на неуклюжесть Бормана Виталия Саянка. Здесь прописано слишком много эмоций, которые сплетаются таким тесным  клубком, что перестают эмоционально воздействовать на зрителя. Пожалеть милую  белокурую девушку, которая 16 лет мечтала о свадьбе и не знает, что такое Аушвиц? Лариса Чернобаева  представляет свою Еву прелесть какой дурочкой. Но вожделеет девочка звания фрау Гитлер.

 
Магда Натальи Немцевой – роль удивительная, страдательная, мятущаяся. Но в ее страданиях сердце героини остается холодным. В ней нет любви или раскаяния, лишь эгоизм, страх и ненависть. И как сострадать этому страху и ненависти?  




 
Не получается сострадать героям у зрителя, и, по мнению режиссера (Евгений Варавва), не получается у актеров. И он уверен, что сыграть  правильно артисты смогут, только разбудив в себе "демона", призвав  зло...

 
И манипулируя, угрожая, унижая, пытается это зло разбудить…

 
Спектакль – размышление о природе зла и природе актерства, о  манипулировании и том крае бездне, к которому можно прийти. Бесконечно  повторяя мантры, сам начинаешь в них верить. Заигрывая со злом, сам становишься злом. Лучший пример – доктор Людвиг (Арсений Чудецкий) –  он ведь всего лишь хотел исследовать природу человека, а теперь вот готовит яд для детей.




 
Чтобы зрители не сомневались в природе зла, бегают по сцене дети, которых планируют убить супруги Геббельсы… И героине – актрисе  нужно их отравить.

 
Сходя с ума от невозможности реально отыграть эту ситуацию, в какой-то момент начинает цитировать Медею. Но…




 
В мировой литературе много жестокости. И принять поступок Медеи вряд ли кто сможет. Но вот понять – наверное, все же можно. Искренняя любовь предана, самоуважение разрушено, гордость попрана. Медея мстит Ясону.

 
Зачем Магда Геббельс травит своих детей – невозможно понять и объяснить. Это триумф зла, которое постепенно заполняет душу и подменяет личность. И как сыграть эту роль, не впустив в  душу зла – совершенно непонятно… Наверное, невозможно. А когда впускаешь это зло, что потом, после спектакля, актерам с ним делать? Можно ли, убив его в себе, остаться в живых?




 
Пустеет сцена. И остаются на ней лишь дети и собака. Те, в ком нет ни капли зла. Однажды уже отравленные в спектакле, но вне спектакля выжившие, потому что любое зло конечно. А жизнь продолжается…
 
 

В статье упомянуты:


спектакли: