Устаревшее «быть или не быть»
23 апреля 2018Елизавета Шаталова Место встречи.Сибирь
«О боже, я бы мог замкнуться в ореховой скорлупе и считать себя царем бесконечного пространства» – говорит Гамлет в одном из своих длинных монологов. В книге Стивена Хокинга «The Universe in a Nutshell» или «Мир в ореховой скорлупке» используется отсылка к Гамлету. Вселенная великого литературного произведения и современной науки объединяются.
Объединяются они и на сцене театра «Старый Дом» в постановке «Sociopath» / «Гамлет» режиссёра Андрея Прикотенко. Мир, созданный в спектакле, это мир компьютерной игры, рэп-баттлов и героев двадцать первого века. В этом мире не умирают, а исчезают, уносятся.
Режиссер в одном из своих интервью говорит, что социопат самый распространённый тип людей в наше время. От этого отталкиваются все идеи спектакля. Зритель может быть согласен или не согласен с таким мнением, но не признать, что постановка сделана необычно и завораживающее, почти невозможно.
Зрители сидят вокруг сцены, которая сделана на подобие огромной клетки. На стенах клетки выводятся картинки с помощью прожекторов. Внутри неё разыгрывается авторский, переписанный Гамлет. Он главный герой, все действия пропускаются через него. Всё обостренно и выведено настолько, что всё действие спектакля становится внутренним миром героя, а не просто развивающимися событиями.
Классику часто критикуют за её устарелость, несовременность и неактуальность. «А как вам такое?» будто заявляет «Старый Дом». Актуальности и современности в этом спектакле очень, если не слишком, много. Чего стоит передвигающаяся на гироскутере Королева. Её образ, наверное, задел меня больше всего, что сильно отличается от оригинальной истории, где я страдала над судьбой Офелии. Мама (Королева) в этой постановке в исполнении Ларисы Чернобаевой тревожная и цепляющая фигура. Её деградация и возвеличивание по ходу действия завораживает. Она держится особняком от всех разборок мужчин, она прекрасна в самом начале, её искусственные крылья расправлены, она высоко держит голову и парит по театральному пространству. Но она живет во лжи. Под конец, когда раскрывается правда, и она ясно видит все свои ошибки, но изменить ничего не может, она потухшая, тяжело шагающая, сгорбленная убивает себя. И это один из самых сильных моментов в спектакле на мой взгляд. Он меняет фокус, разворачивает события в другую сторону.
Отдельного внимания заслуживает хореография в спектакле. Герои в своих движениях во многом выражают эмоции. Если идеи, мысли, факты можно найти в словах, сценографии или поступках, то эмоции заключены в аккуратных движениях Офелии, позе типа Гамлета, взаимодействия мамы и дяди.
Словно, смысловая часть спектакля, его скрытая эмоция – это хореография героев.
Со словами, как и с эмоциями, есть особая игра автора. Много мыслей заключены в рэп. Рэп уже давно назвали самым популярным жанром нашего десятилетия. Для многих это жанр противостояния системе, как раньше был панк, рок-н-ролл и джаз. Это стиль и для всех, и при этом для немногих.
В спектакле автор использует и рэп-поединки, которые вызывают много смешанных эмоций. Вообще тема поединка в спектакле – постоянная красная нить. Но именно словесные баттлы порождают бурю эмоций. Особенно центральный между Клавдием и Гамлетом. С одной стороны Клавдий, который заявляет, что все счастливы, что борьба против системы в наше время бессмысленна, а герои Гамлеты никому не нужны. С другой типа Гамлет, который говорит о ничтожности нашего поколения, о тех немногих избранных, о том, что «Мир против нас, а я против мира». И эта тема, которая казалась скучной и запыленной за последний век, должна вновь и вновь принимать новые обличия в руках философов.
Фото Виктора Дмитриева
В статье упомянуты:
Люди:
спектакли: